Trains.at.ua

О железных дорогах: вчера, сегодня, завтра!

Грузинская железная дорога

Страна: СССР, Грузия
Год образования: Н\Д
Эксплуатационная длина основных линий: 1323,9 км (без учета Абхазской железной дороги)

В 1856 году инженер-капитан Статковский доложил о необходимости строительства железной дороги в этом регионе. Основная идея Статковского - соединить Баку с Тифлисом так, чтобы товары доставлялись из Нижнего Новгорода по Волге, Каспийскому морю и далее железной дорогой до Батуми и Поти. Первая железная дорога была открыта на территории Грузии в 1872 году, соединила Поти с Тифлисом (Тбилиси).

16 августа 1932 года - знаменательная дата в истории грузинской железной дороги. В этот день прошел первый электровоз, а к 1967 году полностью завершилась электрофикация железной дороги.

После распада СССР Закавказская железная дорога разделилась на Абхазскую, Армянскую и Грузинскую железные дороги. Грузинский участок обслуживали Самтредское и Тбилисское отделения.

Грузинский участок Закавказской железной дороги со времен образования СССР являлся одним из испытательных полигонов подвижного состава, в особенности электровозов, производимых и эксплуатируемых в СССР и за рубежом. Главным участком, на котором проходили испытания подвижного состава, являлся участок Хашури-Зестафони, проходящий через Сурамский перевал. Сурамский перевальный участок являлся первым в СССР электрифицированным участком для грузового движения. Он был электрифицирован в 1932 году на участке Зестафони - Хашури и линии Хашури - Сурами. 

Эксплуатация подвижного состава ведется локомотивными депо: Тбилиси-Пассажирский, Тбилиси-Сортировочный, Хашури, Самтредиа, Гурджаани, Кутаиси, Батуми. Среди имеющегося на Грузинской железной дороге тягового подвижного состава преобладают различные электровозы, произведённые Тбилисским электровозостроительным заводом. Имеются локомотивы следующих серий: электровозы: ВЛ22м, ВЛ8, ВЛ10у, ВЛ11м, 4E10, тепловозы: ТЭ3, 2ТЭ10, ТЭМ2, ЧМЭ3, электропоезда: Ср3, ЭР2, ES, ВМК. Грузия являлась единственным местом в мире, где локомотивы серии ВЛ22 использовались в регулярном пассажирском движении. 

Самым новым моторвагонным подвижным составом являлись электропоезда ВМК (3 единицы). Кузова этих электропоездов (включая все детали интерьера и системы жизнеобеспечения) были изготовлены в Китае; электронные вспомогательные преобразователи для собственных нужд — в Чехии. Сборка поездов производилась на Тбилисском электровагоноремонтном заводе, им же были произведены импульсные преобразователи тяговых двигателей, система управления.
Среди заявленных планов развития Грузинской железной дороги, по данным на 2010 год — реконструкция главной магистрали Тбилиси — Батуми для скоростного движения (спрямление отдельных участков, строительство новой линии на горном участке между Хашури и Харагоули, включающей 10-километровый тоннель), строительство второго пути на участке Самтредиа — Батуми, обновление подвижного состава, реконструкция вокзалов, многие из которых всё ещё находятся в полуразрушенном состоянии, строительство северного железнодорожного обхода Тбилиси (объездная линии, которая должна перенести пути из центральной части столицы с целью выведения опасного грузового транспорта) и перенесение центрального железнодорожного вокзала. Планируется, что главных вокзалов будет два: вокзал Дидубе будет посылать поезда на запад, а вокзал Самгори - на восток.

Также, Грузинская железная дорога осуществляет стратегический проект "Быстрая железная дорога", который предусматривает полную модернизацию центральной железнодорожной магистрали Грузии и строительство новой прямой ветки по Рикотскому перевалу.

Длина основных линий Грузинской железной дороги, включая линии на территории Абхазии, составляет прибилизительно 1612 км. Эксплуатируются 1422 моста, 32 тоннеля, 22 пассажирских вокзала и 114 погрузочных станций, паромные переправы.

Железные дороги в Грузии электрифицированы практически полностью, исключение-участок Ниноцминда-Ахалкалаки, электрификация которого была прервана в связи с распадом СССР и не была возобновлена после. На участке Самтредиа — Тбилиси — Гардабани (граница с Азербайджаном) железная дорога двухпутная, а на всех остальных участках — однопутная. В настоящее время планируется добавление вторых путей на участке Самтредиа — Батуми, что вызвано серьёзным ростом грузооборота на этом направлении.

Строительство скоростной железнодорожной магистрали Тбилиси-Батуми протяженностью около 450 км позволит сократить время движения поездов между столицей Грузии и Черноморским побережьем почти в 2 раза - до 3 часов. Проект предусматривает прокладку новых рельсов, электрификацию, строительство новых мостов и тоннелей, других инженерных и искусственных сооружений, в том числе 10-километрового тоннеля.

Грузинская железная дорога в 2011 году планировала первичное размещение акций (IPO) компании Georgian Railway, но позднее решила отказаться от внешнего финансирования.
В госсобственности находится 100% уставного капитала ООО "Грузинская железная дорога".

На фото: поезд Батуми-Тбилиси

Категория: Грузинские железные дороги | Добавил: turBO (15.04.2012)
Просмотров: 3732 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]